Сергей Ермаков: «Музыкальный коллектив — это ребёнок, которого постепенно учишь ходить и говорить»

Лидер новокузнецкой группы поделился с «Новостями Новокузнецка» своими взглядами на музыку, критику — и рассказал, как весело и креативно отметить Новый год.

Сейчас в Новокузнецке при поддержке  «Сибирских Сетей»  проходит музыкальный фестиваль  «Сибирь.DA». Коллективы из разных городов Кемеровской области, а также Новосибирска играют часовые концерты, онлайн-трансляции которых ведутся на  сайте , а эксперты выносят свои оценки по поводу увиденного и услышанного. Об участии в фестивале, о городских музыкантах и о том, как правильно относиться к критике, мы поговорили с Сергеем Ермаковым, лидером известной в Новокузнецке группы  «Ермаков и Ко». Которой, кстати, совсем недавно исполнилось 14 лет.

— Сергей, группа «Ермаков и Ко» приняла участие в фестивале «Сибирь.DA». Чего вы ожидали от фестиваля и оправдались ли ваши ожидания?

— Я давно не участвовал в серьёзных конкурсах, последний раз  —  лет    11 назад. Поэтому я, честно говоря, соглашался не потому, что можно было что-то выиграть  или проиграть. Фестиваль —  это не всегда соревнование, и музыка —  это не спорт. Меня просто гордостьвзяла  за то, что у нас в городе появился такой фестиваль. Раньше ведь интернета не было, и даже если бы мы собрали группы из разных городов в одной студии, сняли концерты на камеру,  то показать это в разных городах и регионах было бы проблематично.  А сейчас человек в любой точке Земного шара может зайти на сайт и просматривать выступления, ставить оценки.

— Участие в фестивале «Сибирь.DA» обещает музыкантам какие-то перспективы?

— Любой фестиваль —  это творческое развитие, это возможность показать себя, посмотреть других. Молодой музыкант здесь может узнать, что о нём говорят, что думают, наметить планы насчёт того, куда двигаться дальше. С другой стороны, чтобы оценки были более-менее объективны, музыкальных критиков нужно  больше. И желательно чтобы они имели опыт работы с артистами разных направлений  —  поскольку на фестивале представлены коллективы, непохожие друг на друга. Причём хорошие музыкальные критики есть не только в Москве, но и в Томске, Новосибирске например.

Но если говорить о подъёме группы, раскрутке, то здесь  многое  упирается в бюджет. И если у вас его нет,  то шансов выйти на просторы отечественного шоу-бизнеса не много.  Кстати, у нас также нет определённого законодательства, которое регулировало бы взаимодействие продюсера и артиста. Грубо говоря, сегодня в вас вкладывают деньги —  завтра вы начинаете принимать наркотики. Или вы молодая девушка —  вдруг встретили молодого человека, передумали становиться звездой… А продюсер уже вложил в вас много денег —  и как ему быть в таком случае? Подобный расклад делает развитие шоу-бизнеса практически невозможным. Поэтому у нас в России, за редким исключением, поднимаются коллективы, которые связаны с продюсерами родственно, или имеющие самостоятельный бюджет.

— Но ведь бюджет —  это не залог успеха…

— Конечно, если вы имеете бюджет,  то здесь тоже много подводных камней. В таком случае найдётся много желающих использовать ваши деньги —  все будут говорить, что вы замечательный артист, а правды вы так и не узнаете. В принципе, за деньги можно поднять любой материал, вопрос в том, продержится ли он. И здесь уже всё зависит от того, придётся ли ваше творчество людям по душе или нет.  Кстати, из Новокузнецка сейчас раскручивается талантливая певица, которая в этом году получила «Золотой граммофон». Очень интересно как сложится её творческая судьба в дальнейшем.

— С другой стороны, не все стремятся попасть в столицу, наверняка и среди участников фестиваля «Сибирь.DA» есть группы, которым комфортно в родном городе?

— Например, группа «Коридор» — я этих ребят знаю уже лет 20, наверно, а музыкой они занимаются  лет 25 уже, а может и больше. Они записывают альбомы, снимают клипы, которые потом крутятся на региональных телеканалах. Группа регулярно гастролирует по Сибири: Омск, Красноярск, Новосибирск, планируется и Новокузнецк. У «Коридора» здесь есть своя аудитория.  Тоже самое можно сказать и о Ермаков и Ко.

— Кого из участников вы ещё можете выделить, кроме уже упомянутого «Коридора»?

— Я бы никого не стал специально выделять, потому что все находятся примерно на одном уровне. Сейчас все команды подтянулись, все достаточно хорошо играют. И даже если вы плохо звуки на гитаре извлекаете, вам помогут всякие примочки…

— А как насчёт текстов? Многие, в том числе Юрий Шевчук, говорят, что молодые музыканты не особо уделяют внимание поэзии…

— Действительно, не хватает поэзии. Почему с текстами так плохо сейчас? Для того, чтобы написать стих, нужна энергия, нужен духовный и интеллектуальный потенциал. Поэт —  тот, кто рубит навека. А мы вдобавок ко всему часто стесняемся говорить какие-то слова, боимся сказать лишнего.

— Поэтому многие начинают петь на английском?

—  В России сейчас много успешных коллективов исполняющих свои композиции на английском языке.  Мне всегда хочется услышать тексты, какие-то идеи.  Многие ребята говорят, что это оправдано стилем…В России западная музыка пользуется популярностью, но от отечественных коллективов  я  всегда жду текстов,  я хочу  слышать, о чём они поют, понимать. Вначале было слово. Даже при общении с людьми на внешность обращаешь внимание только в самом начале, а затем главной оказывается информация, которую ты получаешь от человека.

— Когда начинала группа «Ермаков и Ко», было легче?

— Нас впервые показали по телевизору в 1998 году. На следующий день я пришёл на работу — и оказалось, что меня все видели, все знают. А сейчас пусть вас 250 раз покажут по телевизору – и всё равно вполне возможно, что никто не заметит. Поэтому молодые ребята часто пытаются подражать успешным музыкантам — в исполнении, в манере поведения на сцене. Ведь если вы создаёте нечто новое, чувствуя лишь свой собственный внутренний голос – в чём и заключается творчество —  действительно очень сложно добиться того, чтобы на вас обратили внимание. Для этого люди должны остановиться хоть на несколько минут —  а мы живём сейчас в бешеном ритме, вечно куда-то торопясь, чего-то не успевая.

Американцы сделали отличный эксперимент: поставили  известного саксофониста-виртуоза  в метро, и там он играл несколько часов. Так за всё это время из нескольких тысяч прохожих остановились человек 8, кинули пару долларов. А ведь это талантливейший музыкант, концерты которого собирают полные залы! Об этом я и говорю —  сколько бы раз вас ни крутили по телевизору, этого сейчас недостаточно, нужно делать что-то ещё. Сейчас ведь даже собрать людей на концерт, заставить что-то послушать без водки вечером очень сложно. А бардовские, акустические выступления и вовсе пропали, если и проходят, то в виде квартирников. Про классическую музыку я вообще молчу. Просто для того, чтобы оценить, прочувствовать музыку, нужно выключить сотовый телефон, отвлечься от бесконечных дел, забот, проблем.

— Судя по вашим ответам, вы не разделяете попсу и рок. Вы считаете, и то и другое движется по одинаковым законам?

— Да, по одинаковым. Я считаю, что нам необходимо прийти к симбиозу, где музыкант будет прежде всего творцом, но одновременно и дельцом. Он должен будет жить сразу в двух плоскостях: с одной стороны, всегда помнить, что деньги, успех, поклонники —  не главное. Главное —  творчество и то, что вы хотите донести до людей через это творчество. С другой стороны, музыкант и его группа должны выживать – значит, должна быть какая-то система, в которой группа будет зарабатывать.

Да, у нас существует противостояние попсы и рока, которого нет, к примеру, на Западе, где всё — рынок. Дело в том, что у нас попса всегда служила для развлечения, для удовлетворения инстинктов. Чем более  обнажённые девушки на сцене, тем больше поклонники готовы платить… Чем более популярен артист, тем выше он поднимается в социальной иерархии. А на противоположной стороне стояла рок-музыка, которая создавалась ради идеи. Сейчас всё должно объединиться и стать единым культурным пластом, основной задачей которого будет    любовь, творчество.

— Артур Гаспарян достаточно жёстко отозвался о выступлении группы «Ермаков и Ко», сказав, что вы выступили на уровне школьного коллектива, но по вашей реакции нельзя было сказать, что вы сильно расстроились. Вас не задели услышанные слова?

—  Это было конечно немного неожиданно.  Из этой ситуации я понял, что цель  любой критики – помощь. Если вы критикуете человека с искренним желанием помочь, ваша критика будет конструктивна, вы подадите её так, что она будет полезна, будет услышана. Но у нас чаще всего критика носит характер самоутверждения. Среди музыкальных критиков  много ребят пишущих на заказ  или неудавшихся музыкантов, ребята, пишущие в сети, зачастую сами ничего толком не создали, не достигли, но тоже дают оценки. Кстати, закон защищает физическое тело: если вас побили, возможно, будет суд, накажут обидчика. А уничтожать личность эмоционально и духовно можно сколько угодно, ничего не опасаясь.

Вообще, к группе я отношусь как к маленькому ребёнку. Когда он родился —он ничего не умеет. Вы его кормите, воспитываете, помогаете всячески. Точно так же с группой: она появилась – и у музыкантов пока не всё получается. Но ребёнок растёт, ему помогают, поддерживают. Вот он уже научился ходить, говорить, первый стишок прочитал, пошёл в школу. Вот он вырос, и сам поддерживает папу и маму. Если ты создал группу, её надо развивать и поддерживать. За несовершенство вообще нельзя никогда критиковать. Агрессивная критика несовершенства —  это я бы даже сказал грех, о котором много написано в священных книгах: Не судите. Осуждать ребят за то, что они чего-то не умеют —  не по-христиански.  Рано или поздно они всему научатся.

— То есть вы вообще спокойно относитесь к критике?

— Было такое детское стихотворение: Словом можно спасти / Словом можно убить / Словом можно полки за собой повести.  Мне кажется надо быть очень аккуратным к тому что ты говоришь, и особенно к критике которую ты хочешь высказать.  Я знаю истории очень талантливых коллективов, которые бросали музыку, когда сталкивались с жёсткими негативными отзывами о себе.

— В целом у музыкальной жизни Новокузнецка есть какие-то отличительные особенности?

— В Новокузнецке, как и вообще по всей Сибири, музыка создаётся не ради денег, и именно поэтому такое творчество и интересно. Да, у молодых ребят есть надежда, что их услышат больше людей, что они добьются каких-то успехов, что правильные люди из Москвы их увидят… Но всё это второстепенно, главное —  они действительно вкладывают душу в то, что делают, пытаются донести до слушателей свою идею.

— Скоро любимый праздник всей страны, поэтому хотелось бы, чтобы вы вспомнили свой самый необычный Новый год. Как это было?

—  Иногда мы с друзьями делаем этакие тематические, концептуальные Новые года. Выбираем тему вечеринки —  например, Древняя Греция — и распределяем роли: кто-то должен был стать греческим философом, кто-то одним из олимпийских богов… А затем каждый готовит песни, костюмы, номера. Причём для всех остальных это сюрприз, кто что приготовит. Получается очень весело. Поэтому я хочу пожелать новокузнечанам провести этот Новый год творчески, с фантазией. Любви и счастья в Новом году!

image7632220 image7632225 image7632230 image7632235 image7632240 image7632245

http://novokuzneck.bezformata.ru/listnews/postepenno-uchish-hodit-i-govorit/2329670/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *